Журнал «KANT: Social science & Humanities» №3(15) 2023

МИЛИТАРИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ И ВОЕННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ • В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ • ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ КОНЦЕПЦИЙ • НОВЫЙ ГЕРОСТРАТ ИЛИ МИМИКРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА • ЦИФРОВАЯ АРХИТЕКТОНИКА • ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА • ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД Ф. ШЛЕЙЕРМАХЕРА • В МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ

правила публикации научных статей в научном журнале «KANT»

Содержание номера

  • Создание военного города (ов): совместимость, создание пространства и эпистемологические различия между военными службами в городских операциях [стр. 4-13]
    Даниэльссон Анна, доцент кафедры военных исследований и военной истории Шведского оборонного университета, Стокгольм, Швеция; Григорьева М.А., перевод с англ.
    подробнее 

    Цитировать: Даниэльссон А. Создание военного города (ов): совместимость, создание пространства и эпистемологические различия между военными службами в городских операциях // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 4-13. EDN: DBJMAJ. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.1

    МИЛИТАРИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ И ВОЕННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Вводное слово к переводной версии статьи Анны Даниэльсон
    Современный город, будучи местом, в котором жители, с пространственной точки зрения, тесно расселены, источает опасность против тех, кто в нем проживает, в условиях военного конфликта. Таким образом, по мнению Анны Даниэльсон, "война и города находятся во взаимно конститутивных отношениях и принимают особую форму друг в друге и через друг друга", в связи с чем города обладают особой привлекательностью в глазах войны. В этот момент хорошо знакомые для жителя улицы, парки, аллеи не снижают уровень беспокойства, а напротив, усиливают его, поскольку тревога одновременно подавляется и воспроизводится через геополитические дискурсы и подогревается через медиумы коммуникации. Важный фрагмент исследования, приведенный здесь, Анна Дэниэльсон посвящает дискурсу городских войн, которые построены на западных стратегиях ведения войн. Ретроспективный отсчет она начинает с доиндустриального периода и затем перемещая фокус внимания на Израиль, Ирак, Афганистан, то есть городские пространства, на которых непосредственно применялись западные стратегии.

    Статья объединяет дискурсы о городской войне и военном взаимодействии. Оба дискурса подчеркивают вопрос о знании. Общие географические знания, которыми обладают военные подразделения, участвующие в совместной операции, считаются ключевыми для обеспечения функциональной совместимости. В дискурсе городских войн подчеркивается необходимость и сложность "знания" о городе. Однако мы меньше знаем о том, фиксируют ли военные службы, участвующие в совместной городской операции, полученные в процессе географические знания, и если да, то, как это работает. Вдохновленная критическими исследованиями в области военной географии и работами по истории и географии знаний, эта статья развивает концептуальную основу, направленную на установление взаимодополняющих отношений между военной эпистемикой и городским пространством в городской войне.

    ключевые слова: интероперабельность; военная эпистемика; космос; городские операции.

    Producing the military urban(s): Interoperability, space-making, and epistemic distinctions between military services in urban operations
    Danielsson Anna, Associate Professor, Department of War Studies and Military History, Swedish Defence University, Stockholm, Sweden

    This article brings together the discourses on urban war and military interoperability respectively. Both discourses emphasise the question of knowledge. A shared geographic knowledge held by the service branches involved in a joint operation is considered key for interoperability to arise. In the urban wars discourse, the need and difficulty of 'knowing' the urban are stressed. However, we know less about whether military services involved in a joint urban operation produce distinct geographic knowledges and, if so, with what effects. With inspiration from critical scholarship on military geographies and from works on the history and geography of knowledge, this article develops a conceptual framework to target the mutually constitutive relationship between military epistemics and urban space in urban war.

    keywords: interoperability; military epistemics; space; urban operations.

  • Основные тенденции и закономерности усложнения базовых принципов взаимодействия ведущих акторов международных отношений в условиях геополитического конфликта интересов [стр. 14-27]
    Силаева Зоя Владимировна, кандидат политических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан
    подробнее 

    Цитировать: Силаева З.В. Основные тенденции и закономерности усложнения базовых принципов взаимодействия ведущих акторов международных отношений в условиях геополитического конфликта интересов // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 14-27. EDN: EFKGWF. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.2

    Цель исследования – выявить основные тенденции и закономерности усложнения базовых принципов взаимодействия ведущих акторов международных отношений с 1648 по 2022 год, которое должно было быть обусловлено, по мнению автора, увеличением субъектов мировой политики и расширением взаимосвязей между ними, требующих выработки новых правил взаимодействия с целью обеспечения международного порядка и стабильности, несмотря на перманентные геополитические конфликты. Для этого в статье анализируются 4 основных этапа изменения основ системы международных отношений, которым соответствует своя модель (Вестфальская, Венская, Версальско-Вашингтонская, Ялтинско-Потсдамская). Научная новизна заключается в том, что благодаря неоинституциональному подходу в ходе исследования было обнаружено взаимовлияние конъюнктуры и оппортунистического поведения мировых держав, порождающего эскалацию конфликта интересов, который приводит к ослаблению субъектов, не входящих "в круг избранных", и тех, кто стремится к поддержанию равновесия динамического состояния, характеризующегося процессами сохранения и изменения. В результате выявлено, что навязывание "правил игры" отдельным наиболее сильным актором международных отношений или союза (коалиции), складывающегося во главе с ним, только в своих интересах в результате использования механизмов "мягкой" и "жесткой" силы для оправдания своего оппортунистического поведения способствует целенаправленному ослаблению системы любыми средствами с целью сохранения своего статуса-кво и недопущения каких-либо изменений в соотношении сил, которые могут сказаться на экономическом благополучии или способствовать трансформации рынка сбыта и перераспределению политического влияния. Такое противостояние закономерно приводит к вооруженному конфликту или войне и, как следствие, изменениям базовых принципов взаимодействия ведущих акторов системы международных отношений, но не способствует трансформации базовых основ их поведения и стратегий, используемых для достижения своих целей в конфликте.

    ключевые слова: международные отношения; международный порядок; государства; великие державы; коалиции; транснациональные корпорации.

    The main tendencies and consistent patterns of complication of essential principles of interaction between the leading actors of the system of international relations in the context of a geopolitical conflict
    Silaeva Zoya Vladimirovna, PhD of Political sciences, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Republic of Tatarstan

    The purpose of the study is to detect the keynote tendencies and consistent patterns of complication of the basic principles of interactions of international relations' major actors, covering the period from 1648 to 2022. The said complication, according to the author's viewpoint, should have been conditioned by the increase in the subjects of world politics as well as extension of interconnections between them, requiring the elaboration the new interplay rules with the aims of ensuring international order and stability. Scientific novelty is conceptualized in a following conclusion, made due to neoinstitutional approach: mutual influence of conjuncture and opportunist behavior of world-powers, giving rise to the conflict of interests' escalation, which, in turn, gives way to weakening of subjects, which do not belong to 'the circle of selected' and also of those, which aspire to the maintenance of dynamic condition, characterized by processes of conservation and change. As a result it has been revealed, that imposition of game rules on particular most influential actors of international relations contributes to purposeful weakening of system by all means with the view of maintaining one's status-quo and preventing any changes in the balance of powers, capable of taking their toll on economic well-being or facilitating the transformation of sales market and reallocation of political influence. Such opposition naturally results in an armed conflict or war, and, as a consequence, in the change of the major actors' of international relations basic interaction principles, but does not contribute to transformation of essentials of their behavior and strategies, used for achieving one's goals in conflict.

    keywords: international relations; international order; states; great powers; coalitions; transnational corporations.

  • Формирование теоретико-методологических основ линейных и нелинейных концепций: от античности до новейшего времени [стр. 28-35]
    Худяков Андрей Валерьевич, кандидат политических наук, главный специалист, Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Минск, Республика Беларусь
    подробнее 

    Цитировать: Худяков А.В. Формирование теоретико-методологических основ линейных и нелинейных концепций: от античности до новейшего времени // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 28-35. EDN: FDFLRN. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.3

    Цель исследования заключается в исследовании процесса формирования теоретико-методологических основ ключевых концепций, описывающих процессы в политической сфере. Научная новизна заключается в формировании представлений об их основных этапах развития и содержании. Результатом является определение и характеристика основных этапов в формировании теоретико-методологических основ ключевых линейных и нелинейных концепций в политической сфере, их содержание.

    ключевые слова: циклическая концепция; линейная концепция; циклически-волновая концепция.

    Formation of theoretical and methodological foundations of linear and nonlinear concepts: from Antiquity to Modern time
    Khudyakov Andrei Valerievich, PhD of Political sciences, chief specialist, Scientific and Practical Center for the Problems of strengthening law and order of the General Prosecutor's Office of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus

    The purpose of the study is to study the process of forming the theoretical and methodological foundations of key concepts describing processes in the political sphere. The scientific novelty of the research lies in the formation of ideas about their main stages of development and content. The result is the definition and characterization of the main stages in the formation of theoretical and methodological foundations of key linear and nonlinear concepts in the political sphere, their content.

    keywords: cyclic concept; linear concept; cyclic-wave concept.

  • Террорист-одиночка сегодня: новый Герострат или мимикрия международного терроризма? [стр. 36-45]
    Берладир Юлия Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, начальник группы анализа обстановки отдела ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений Антитеррористического центра государств-участников СНГ, Москва; Харичкин Игорь Константинович, доктор философских наук, профессор, кафедра Политологии, Институт международных отношений и социально-политических наук, Московский государственный лингвистический университет, Москва ORCID: 0000-0003-4478-0865
    подробнее 

    Цитировать: Берладир Ю.В., Харичкин И.К. Террорист-одиночка сегодня: новый Герострат или мимикрия международного терроризма? // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 36-45. EDN: DWIEZO. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.4

    В статье рассматривается актуальная теоретическая и практическая проблема общественной жизни современного постиндустриального общества: присутствие в политической повестке деятельности ряда стран мира необходимости выработки мер по противодействию такой форме терроризма, как терроризм одиночек. Цель исследования – выявить феномен террориста-одиночки, его истоки, наметить основы борьбы с ним. В работе предложено определение политического феномена "терроризм одиночек", представлены подходы к пониманию истоков терроризма одиночек. Отмечена сложность выявления намерений терроризма одиночек, что связано со слабой выраженностью или отсутствием "информационного" следа в сравнении с терактами, подготовленными и совершаемыми под руководством террористической организации. Выявлены различные категории террористов-одиночек. Определены причины радикализации террористов-одиночек: социальная маргинализация, разочарованность (в религии, в социуме, в семье и т. д.), психологическая фрустрация.

    ключевые слова: терроризм; международный терроризм; насилие; человек; террорист-одиночка; терроризм одиночек.

    A present-day "Lone Wolf" terrorist: a new Herostratus or mimicry of international terrorism?
    Berladir Julia Vladimirovna, PhD of Jurisprudence, Associate Professor, Head of the Situation Analysis Group of the Department of Situational Analysis, Threat Monitoring and preparation of draft solutions at the Commonwealth of Independent States Anti-Terrorism Center, Moscow; Kharichkin Igor Konstantinovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of Political Science of Institute of International Relations and Social and Political Sciences, Moscow State Linguistic University, Moscow

    The article analyzes such an actual theoretical and practical problem of the modern post-industrial society's social life as the presence of the need to develop measures to counteract such a form of terrorism as lone terrorism on a number of countries' political agenda. The aim of this article is to identify the phenomenon of a lone terrorist and its origins, as well as to outline the main ways to struggle against it. The work proposed а definition of the political phenomenon "lone terrorism" is proposed. Approaches to understanding the origins of lone terrorism are presented. Moreover, the author notes the difficulty of identifying the intentions of lone terrorists that is connected with weak demonstration or absence of an "information trace" in comparison with terrorist attacks prepared and carried out under the leadership of a terrorist organization. The article identifies various categories of lone terrorists. The author also notes the reasons for the radicalization of lone terrorists; for example, social marginalization, disappointment (in religion, society, family, etc.), and psychological frustration.

    keywords: terrorism; international terrorism; violence; man; lone terrorist; lone terrorism.

  • Внутрипартийные регламенты Коммунистической партии Китая и национальные законы: взаимосвязь и согласованность [стр. 46-55]
    Сюгуан Лю, доктор юридических наук, руководитель отдела по идеологическому и политическому образованию, Колледж марксизма, Шанхайский университет политики права, Шанхай, Китай
    подробнее 

    Цитировать: Сюгуан Лю. Внутрипартийные регламенты Коммунистической партии Китая и национальные законы: взаимосвязь и согласованность // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 46-55. EDN: KDVPFD. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.5

    * Исследование выполнено при поддержке проекта Шанхайского научного исследовательского центра в области образования (проект № C2-2020114) и проекта "Исследование базового опыта построения внутрипартийных законов и правил после 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая" (проект № 2020BKS009).

    Цель исследования – объяснить взаимосвязь внутрипартийных регламентов Коммунистической партии Китая и национальных законов, а в частности то, как осуществляется их связь и координация. Основное внимание в статье уделяется краткому изложению результатов исследований, проведенных китайскими учеными после 18-го Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Автор считает, что внутрипартийная правовая система Коммунистической партии Китая с Уставом партии в качестве ядра и социалистическая правовая система с ядром в виде Конституции объединены в социалистическую правовую систему с китайской спецификой. Научное проектирование системы внутрипартийного регулирования и создание нормативного механизма преобразования дискурса между внутрипартийными регламентами и национальными законами может способствовать их эффективной связи и координации.

    ключевые слова: Коммунистическая партия Китая (КПК); внутрипартийные регламенты; национальные законы; социалистическая правовая система с китайской спецификой; связь и координация.

    Research on the relationship between the CPC's intra-party regulations and national laws and their connection and coordination
    Xuguang Liu, DSc of Judicial sciences, Department for Ideological and Political Education,visiting scholar, School of Marxism, Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

    * General Project of Shanghai Educational Science Research (Project No.: C2-2020114); And the general project of Shanghai social science planning, "Research on the Basic Experience of the Construction of intra-party laws and regulations since the 18th National Congress" (Project No.: 2020BKS009).

    The purpose of the study is to explain the relationship between the intra-party regulations of the CPC and national laws, especially the realization of their connection and coordination. The article focuses on the summary of the relevant research results of the Chinese domestic academia since the 18th National Congress of the Communist Party of China, and in-depth analysis of which is not lack of tit-for-tat argument. Through this study, it is believed that the CPC's intra party legal system with the Party Constitution as the core and the socialist legal system with the Constitution as the core are unified in the socialist legal system with Chinese characteristics. Through the scientific top-level design of the inner-party regulatory system and the construction of a normative mechanism for discourse conversion between inner-party regulations and national laws, the effective connection and coordination between the two can be promoted.

    keywords: Communist Party of China (CPC); Intra-party regulations; National laws; the socialist legal system with Chinese characteristic; connection and coordination.

  • Новая экономическая политика: политологический анализ [стр. 56-62]
    Смирнов Павел Павлович, преподаватель, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Могилев, Республика Беларусь
    подробнее 

    Цитировать: Смирнов П.П. Новая экономическая политика: политологический анализ // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 56-62. EDN: KPEQRJ. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.6

    Цель обзорной статьи заключается в политологическом исследовании новой экономической политики 1920-х годов. Научная новизна состоит в раскрытии роли социально-политических институтов в формировании и реализации новой экономической политики. Результатом является рассмотрение НЭП как нового этапа государственного и партийного строительства в СССР, что позволило по-новому осмыслить роль и место в нем представителей различных социальных слоев населения, определить основные причины, обусловившие необходимость проведения и сворачивания реформ.

    ключевые слова: новая экономическая политика; партийное строительство; номенклатура; коррупция.

    New economic policy: a political analysis
    Smirnov Pavel Pavlovich, Lecturer, Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Mogilev, Republic of Belarus

    The purpose of the review is a political science study of the New Economic Policy of the 1920s. The scientific novelty lies in the disclosure of the role of socio-political institutions in the formation and implementation of the new economic policy. The result is the consideration of the NEP as a new stage of state and party building in the USSR, which made it possible to rethink the role and place in it of representatives of various social strata of the population, to determine the main reasons that necessitated the implementation and curtailment of reforms.

    keywords: new economic policy; party building; nomenclature; corruption.

  • Цифровая архитектоника – к определению понятия [стр. 63-71]
    Тер-Аванесова Ирина Николаевна, преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
    подробнее 

    Цитировать: Тер-Аванесова И.Н. Цифровая архитектоника – к определению понятия // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 63-71. EDN: LBDZDS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.7

    Исследование посвящено поиску и обоснованию определения, наиболее полно отражающего специфику современного общества. Точность, емкость и функциональность категориального аппарата имеет большое значение для прогресса социологических наук, где терминология не может быть статичной и неизменной, но должна быть гибкой и адаптивной, для наилучшего отражения социальных изменений и выбора наиболее оптимальной стратегии развития. Актуальная действительность, насыщенная технически и информационно, склонна изменяться быстро и непредсказуемо, что неизбежно приводит к переосмыслению существующих теорий. Автор систематизирует основные движущие силы (драйверы) общественного развития и анализирует подходы к пониманию технологически обогащаемой "картины мира", складывающиеся по мере осознания обществом ключевых трансформаций. Отметив сильные стороны и недочеты проанализированных концепций, автор предлагает функциональное понятие – "цифровая архитектоника" и его комплексное определение.

    ключевые слова: цифровизация; постиндустриальное общество; информационное общество; сетевое общество; цифровая экономика; цифровая цивилизация; концепция устойчивого развития; конвергенция; регионализация; сегментация; коллективная региональная цифровая идентичность; цифровая социально-культурная идентичность; динамическая модель цифрового общества; эгрессия; культура; цифровая архитектоника.

    Digital architectonics – to the definition of the concept
    Ter-Avanesova Irina Nikolaevna, Lecturer, North-Caucasus Federal University, Stavropol

    The study is devoted to the search for and substantiation of a definition that most fully reflects the specifics of modern society. The accuracy, capacity and functionality of the categorical apparatus is of great importance for the development of sociological sciences, where the terminology cannot be static and unchanged, but must be flexible and adaptive in order to best reflect social changes and choose the most optimal strategy for the development of society. The actual reality, saturated technically and informationally, tends to change quickly and unpredictably, which inevitably leads to a rethinking of existing theories. The author systematizes the main driving forces (drivers) of social development and analyzes approaches to understanding the technologically enriched "picture of the world" that are emerging as society realizes key transformations. Noting the strengths and shortcomings of the analyzed concepts, the author proposes a functional concept – "digital architectonics" and its comprehensive definition.

    keywords: digitalization; post-industrial society; Information society; network society; digital economy; digital civilization; the concept of sustainable development; convergence; regionalization; segmentation; collective regional digital identity; digital socio-cultural identity; dynamic model of the digital society; egress; culture; digital architectonics.

  • Формирование социального иммунитета в организационных отношениях [стр. 72-77]
    Бикметов Евгений Юрьевич, доктор социологических наук, профессор; Галиханов Ринат Радикович, магистрант; Голиков Сергей Владимирович, кандидат социологических наук, доцент; Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Республика Башкортостан
    подробнее 

    Цитировать: Бикметов Е.Ю., Галиханов Р.Р., Голиков С.В., Кузнецова Е.В. Формирование социального иммунитета в организационных отношениях // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 72-77. EDN: NERNTB. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.8

    Цель исследования – анализ факторов формирования социального иммунитета в организационных отношениях, включая резистентность, профессиональную стрессоустойчивость, в технократическом обществе, в котором силы социальных взаимодействий оказываются ослабленными. Социальный иммунитет способствует противостоянию внешним угрозам, источником которых является ослабление душевного и духовного пласта культуры. Современное российское общество должно сохранить свой пласт духовной культуры, который размывается технократическим духом и ценностями. В статье обоснована мысль, согласно которой социальная резистенция есть умение противостоять внешним рискам, угрозам факторов социальной среды. Социальная резистентность позволяет личности работника противостоять давлению внутри и внешнеорганизационных условий и факторов, преодолевать профессиональный стресс, препятствовать выгоранию. Данная проблема также связана с социальным иммунитетом, который обеспечивает сохранение духовных качеств личности, социальной организации и общества.

    ключевые слова: социальный иммунитет; организационные отношения; социальная резистентность; стрессоустойчивость; социальное и эмоциональное выгорание; духовный пласт культуры.

    Building social immunity in organizational relationships
    Bikmetov Evgeniy Yurevich, DSc of Sociological sciences, Professor; Galikhanov Rinat Radikovich, Undergraduate student; Golikov Sergey Vladimirovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor; Kuznetsova Elena Vladimirovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor; Ufa University of Science and Technology, Ufa, Rebublic of Bashkortostan

    The purpose of the study is to analyze the factors of social immunity formation in organizational relations, including resistance, professional stress resistance, in a technocratic society in which the forces of social interactions are weakened. Social immunity contributes to the resistance to external threats, the source of which is the weakening of the mental and spiritual layer of culture. Modern Russian society must preserve its own layer of spiritual culture, which is eroded by technocratic spirit and values. The article substantiates the idea that social resistance is the ability to withstand external risks, threats of social environment factors. Social resistance allows an employee's personality to resist the pressure of internal and external organizational conditions and factors, to overcome professional stress, to prevent burnout. This problem is also connected with social immunity, which provides preservation of spiritual qualities of a person, social organization and society.

    keywords: social immunity; organizational relations; social resistance; stress resistance; social and emotional burnout; spiritual layer of culture.

  • Межпоколенные связи в процессе социализации современной молодежи: точки сближения и напряжения [стр. 78-86]
    Гриценко Галина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Южный научный центр РАН, лаборатория конфликтологии, Ставрополь; Маслова Татьяна Федоровна, доктор социологических наук, доцент; Смагина Мария Викторовна, кандидат социологических наук; Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
    подробнее 

    Цитировать: Гриценко Г.Д., Маслова Т.Ф., Смагина М.В. Межпоколенные связи в процессе социализации современной молодежи: точки сближения и напряжения // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 78-86. EDN: OMPWAU. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.9

    * Исследование выполнено в рамках реализации ГЗ ФИЦ ЮНЦ РАН, г/р. № 122020100306-9.

    Статья нацелена на рассмотрение социализирующего потенциала межпоколенных связей. Показаны наиболее оптимальные теоретико-методологические и эмпирические основы исследования состояния межпоколенных отношений как духовного источника социализации молодежи. На основании анализа полученных данных, выраженных в оценках и впечатлениях респондентов, показаны точки сближения и напряжения поколения детей (студентов) с поколениями своих "отцов и дедов". Выделены типичные в современной российской реальности социальные качества, как стимулирующие, так и сдерживающие межпоколенные связи. Зафиксирована духовная связь студенческой молодежи с представителями старших поколений, которая может способствовать их успешной социализации.

    ключевые слова: межпоколенные связи; студенческая молодежь; социальные качества поколений; духовная основа сближения поколений; социализация.

    Intergenerational ties in the process of socialization of modern youth: points of convergence and tension
    Gritsenko Galina Dmitrievna, DSc of Philosophical sciences, Professor, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, laboratory of conflictology, Stavropol ; Maslova Tatyana Fedorovna, DSc of Sociological sciences, Professor; Smagina Maria Viktorovna, PhD of Sociological sciences; Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

    * The study was carried out as part of the implementation of the State Budget of the Federal Research Center of the SSC RAS, g/r. No. 122020100306-9.

    The article is aimed at considering the socializing potential of intergenerational ties. The most optimal theoretical, methodological and empirical foundations for studying the state of intergenerational relations as the spiritual basis of youth socialization are shown. Based on the analysis of the data obtained, expressed in the assessments and impressions of the respondents, the points of convergence and tension of the generation of children (students) with the generations of their "fathers and grandfathers" are shown. Social qualities, typical in modern Russian reality, both stimulating and restraining intergenerational ties, are singled out. The spiritual connection of student youth with representatives of older generations has been recorded, which can contribute to their successful socialization.

    keywords: intergenerational connections; student youth; social qualities of generations; the spiritual basis for the rapprochement of generations; socialization.

  • Социальный портрет студента университета как основа стратегического планирования имиджевой политики [стр. 87-95]
    Гильдингерш Марина Григорьевна, доктор экономических наук, профессор ORCID ID 0000-0003-1017-8489; Шадрин Александр Александрович, магистрант; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Гильдингерш М.Г., Шадрин А.А. Социальный портрет студента университета как основа стратегического планирования имиджевой политики // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 87-95. EDN: OVIGJG. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.10

    В статье рассматриваются основные подходы к формированию имиджевой политики вуза. Целью исследования является попытка выявить на конкретном примере важность социологических исследований в стратегическом планировании в области развития положительного имиджа вуза. В результате выявлено, что Университет ИТМО обладает достаточно сформированным устойчивым имиджем, его комплекс документов стратегического планирования многогранен и проверен временем. Однако, проведенное автором исследование по созданию социального портрета студента (абитуриента) доказывает наличие диссонанса между стратегическими ориентирами университета и характеристиками, ожиданиями и жизненными установками его абитуриента/ студента.

    ключевые слова: имиджевая политика; стратегическое планирование; социальный портрет студента; высшее учебное заведение.

    Social portrait of university student as basis for strategic planning of image policy
    Gildingersh Marina Grigorievna, DSc of Economics, Professor; Shadrin Alexander Aleksandrovich, Undergraduate student; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

    Often, higher educational institutions that have serious developments in the field of strategic planning in general and communication strategies. The purpose of the study is to try to identify, on a concrete example, the importance of sociological research in strategic planning for the development of a positive image of the university. As a result of the study, it was revealed that ITMO University has a fairly formed stable image, its set of strategic planning documents is multifaceted and time-tested. However, a study conducted by the authors to create a social portrait of a student (applicant) proves the presence of dissonance between the strategic guidelines of the university and the characteristics, expectations and life attitudes of its applicant/student.

    keywords: image politics; strategic planning; social portrait of a student, higher education institution.

  • Герменевтический метод Ф. Шлейермахера в контексте понимания художественных произведений для актеров-подростков [стр. 96-101]
    Груздев Михаил Александрович, аспирант, Институт современного искусства, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Груздев М.А. Герменевтический метод Ф. Шлейермахера в контексте понимания художественных произведений для актеров-подростков // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 96-101. EDN: RQLGYN. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.11

    В статье рассматриваются тенденции и особенности работы с подрастающим поколением. В современном мире скудны возможности для юных актеров в области драматургии, и изучение театральных постановок с подростками с точки зрения эстетики, искусства и детского творчества получает недостаточное внимание. Наблюдается значительные изменения в предпочтениях и интересах подростковых читателей и слушателей, что является естественной тенденцией. Их творческий подход к работе с текстом и информацией выходит за рамки традиционных методов, стремясь к более простому способу понимания текста. Однако упрощение не всегда приводит к правильным выводам. В данном случае подразумевается не только чтение текста, но и осознанное понимание его с целью передачи на сцене при постановке спектакля по произведению или пьесе. Молодому актеру требуется предоставить организованную и методическую основу для анализа текста. В этом случае можно обратиться к утвержденным методам работы, таким как герменевтика, широко известная в философии.

    ключевые слова: герменевтический круг; герменевтика; постановка спектакля; интерпретация текста; эстетика и искусство; детское (подростковое) творчество; метод Фридриха Шлейермахера.

    Hermeneutic method of F. Schleiermacher in the context of understanding works of art for teenage actors
    Gruzdev Mikhail Alexandrovich, Postgraduate student, Institute of Contemporary Art, Moscow

    The article discusses the trends and features of working with the younger generation. In the modern world, opportunities for young actors in the field of drama are scarce, and the study of theatrical productions with teenagers from the point of view of aesthetics, art and children's creativity receives insufficient attention. There are significant changes in the preferences and interests of teenage readers and listeners, which is a natural trend. Their creative approach to working with text and information goes beyond traditional methods, striving for a simpler way of understanding the text. However, simplification does not always lead to the right conclusions. In this case, it means not only reading the text, but also a conscious understanding of it in order to transmit it on stage when staging a play based on a work or play. A young actor needs to be provided with an organized and methodical basis for analyzing the text. In this case, you can turn to approved methods of work, such as hermeneutics, widely known in philosophy.

    keywords: hermeneutical circle; hermeneutics; performance staging; text interpretation; aesthetics and art; children's (adolescent) creativity; Friedrich Schleiermacher method.

  • Микрофонная речь в Малом драматическом театре [стр. 102-107]
    Блюдов Даниил Владимирович, аспирант, Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Блюдов Д.В. Микрофонная речь в Малом драматическом театре // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 102-107. EDN: QBOJOU. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.12

    Цель исследования – определить роль микрофонной речи в художественной концепции Малого драматического театра – Театра Европы (г. Санкт-Петербург). В статье подробно рассматривается специфика речевой эстетики театра Льва Додина, изучаются особенности применения микрофонной техники в спектаклях, выявляются функции звукоусиления сценической речи. Кроме того, особое внимание уделяется анализу речевой фактуры спектаклей, в которых звукоусиление не применяется. Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении объектом изучения стала микрофонная речь в драматическом театре. В результате делается вывод о том, что использование микрофонов в спектаклях Малого драматического театра продиктовано не техническими соображениями, а художественной установкой руководства театра, стремлением строить театр, основанный на реальном взаимодействии и реальном сценическом общении.

    ключевые слова: сценическая речь; микрофон; Малый драматический театр; Лев Додин; звукоусиление; театр; спектакль

    Microphone speech at the Maly Drama Theater
    Bliudov Daniil Vladimirovich, Postgraduate student, Russian State Institute of Performing Arts, Saint Petersburg

    The purpose of the study is to determine the role of microphone speech in the artistic concept of the Maly Drama Theater - Theater of Europe (St. Petersburg). The article details the specifics of the speech aesthetics of the Lev Dodin Theater, studies the peculiarities of the use of microphone technology in performances, and reveals the functions of sound amplification of stage speech. In addition, special attention is paid to the analysis of the speech texture of performances in which sound amplification is not applied. The scientific novelty of the study is that for the first time in Russian art criticism, microphone speech in a drama theater becomes the object of study. As a result, it is concluded that the use of microphones in performances of the Maly Drama Theater is dictated not by technical considerations, but by the artistic concept of the theater management, by the desire to create a theater based on real interaction and real stage communication.

    keywords: scenic speech; microphone; Maly Drama Theatre; Lev Dodin; sound amplification; theatre; performance.

  • Проблематика синтеза искусств в период становления творчества Е.А. Кибрика (1922-1930) [стр. 108-114]
    Чичварина Ольга Георгиевна, помощник председателя СХР по организационным вопросам, ВТОО "Союз художников России", Москва
    подробнее 

    Цитировать: Чичварина О.Г. Проблематика синтеза искусств в период становления творчества Е.А. Кибрика (1922-1930) // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 108-114. EDN: YPHQJK. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.13

    Стержневой исследовательской проблемой при рассмотрении периода 1922-1930 годов является анализ развития творческой личности Е.А. Кибрика, формирование его визуального восприятия в истории искусства России первой трети XX века, изучение векторов влияния на этапе обучения художника, круга его графических произведений и направлений, по которым происходит развитие творчества художника, а также проблематике синтеза искусств XX века во взаимодействии с импрессионизмом, символизмом, южнорусским реализмом, академизмом и авангардом в процессе обучения Е.А. Кибрика в Одессе и Санкт-Петербурге.

    ключевые слова: графический язык; южнорусский реализм; концепция мимесиса; векторы влияния; аналитическое искусство.

    Problems of synthesis of arts in the period of formation of E.A. Kibrik's creativity (1922-1930)
    Chichvarina Olga Georgievna, Assistant to the Chairman for Organizational Matters, Union of Artists of Russia, Moscow

    The core research problem when considering the period of 1922-1930 is the analysis of the development of the creative personality of E.A. Kibrik, the formation of his visual perception in the history of Russian art of the first third of the XX century, the study of vectors of influence at the stage of the artist's training, the range of his graphic works and the directions in which the artist's creativity develops, as well as the problems of the synthesis of the arts of the XX century in interaction with impressionism, symbolism, South Russian realism, academism and avant-garde in the process of studying E.A. Kibrika in Odessa and St. Petersburg. The methodological basis for studying the period of formation of E.A. Kibrik (1922-1930) is its low level of study, which makes the topic relevant and in demand by the scientific community.

    keywords: graphic language; South Russian realism; the concept of mimesis; vectors of influence; analytical art.

  • Эволюция портретного творчества А.В. Тыранова [стр. 115-122]
    Гудыменко Юрий Юрьевич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель фонда живописи XIX-XX вв. Отдела истории русского искусства, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    подробнее 

    Цитировать: Гудыменко Ю.Ю. Эволюция портретного творчества А.В. Тыранова // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 115-122. EDN: UZVIGX. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.14

    В статье рассматривается ряд портретных работ Алексея Васильевича Тыранова (1808-1859) – одного из заметных художников 1830-1840-х годов, часто условно относимых к "мастерам второй руки". Основная задача статьи заключается в стремлении выявить и осмыслить сложный творческий путь живописца, совпадающий с основными тенденциями развития русского искусства указанных десятилетий. В ходе настоящей работы анализируются наиболее характерные для Тыранова произведения, отражающие основные этапы его творческого пути, который условно можно разделить на три этапа. В первой половине 1830-х годов Тыранов - автор замечательных "натуральных" портретов с их главной задачей -– максимальной схожестью с моделью и верностью рисунка; во второй половине 1830-х годов (отчасти под влиянием К.П. Брюллова) художник пишет целую серию иллюзионистических портретов, где важнейшим выразительным средством живописи является свет; во время пребывания в Италии и после возвращения в Петербург появляются работы, в которых начинает преобладать декоративный принцип. Актуальность избранной темы связана с осознанием экспериментаторства мастера, которое является основой его мировоззрения и творческого метода. Очевидна эволюционность деятельности Тыранова и стремление к поиску новой художественной формы, что представляется достаточно новаторским на фоне повседневной художественной продукции его времени.

    ключевые слова: А.В. Тыранов; портретный жанр в России 1830-1840-х годов; эволюция портретной живописи; иллюзорность и декоративность в портрете.

    The evolution of A.V. Tyranov's portrait art
    Gudymenko Yuri Yurievich, PhD of Art History, leading researcher, curator of the painting collection of the XIX-XX centuries, Department of the History of Russian Art, State Hermitage Museum, St. Petersburg

    The article examines a number of portrait works by Alexey Vasilyevich Tyranov (1808-1859) - one of the notable artists of the 1830s-1840s, often conventionally referred to as "second-hand masters". The main objective of the article is to identify and comprehend the complex creative path of the painter, coinciding with the main trends in the development of Russian art of these decades. In the course of this work, the most characteristic works of Tyranov are analyzed, reflecting the main stages of his creative path, which can be conditionally divided into three stages. In the first half of the 1830s, Tyranov was the author of remarkable "natural" portraits with their main task - maximum similarity with the model and fidelity of the drawing. In the second half of the 1830s (partly under the influence of K.P. Bryullov), the artist painted a whole series of illusionistic portraits, where light is the most important expressive means of painting. During his stay in Italy and after returning to St. Petersburg, Tyranov's works appear, in which the decorative principle begins to prevail. The relevance of the chosen topic is connected with the awareness of the experimentation of the master, which is the basis of his worldview and creative method. The evolutionism of Tyranov's activity and the desire to search for a new artistic form is obvious, which seems quite innovative against the background of everyday artistic production of his time.

    keywords: A.V. Tyranov; portrait genre in Russia of the 1830s-1840s; evolution of portraiture; illusory and decorative in portrait.

  • Религиозные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского [стр. 123-128]
    Чупахина Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск
    подробнее 

    Цитировать: Чупахина Т.И. Религиозные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 123-128. EDN: YWNLUN. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.15

    Н.В. Гоголь и М.П. Мусоргский занимают особое место в истории отечественной культуры XIX века. Обращение к творчеству великих русских мастеров, необходимость изучения литературных трудов писателя и музыкальных произведений композитора определяется масштабом их личности и свойственных им подходам к творческому выражению мысли. Цель исследования – анализ ключевых тем, образов и сюжетов литературного наследия Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского, отражающий православную философию и христианское понимание смысла жизни и назначения человека. В статье исследуются основания духовно-нравственных позиций художников. Актуализируется просветительское значение художественного творчества в освоении современным человеком ценностей православной культуры. Представленный в данной публикации герменевтический анализ произведений русских художников имеет своей целью познакомить с оригинальной и схожей концепцией литературного наследия Гоголя и музыки Мусоргского, поскольку в их творчестве присутствует экклесиологическая тема. В связи с этим высказывается особая точка зрения на интерпретацию православных образов, присутствующих в творчестве данных художников. В поле зрения автора статьи находятся такие краеугольные для христианского понятия, как душа, духовное просветление, духовное преображение, русская совесть, символ веры. Эмпирической базой исследования явились народные драмы М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", литературные опусы Н.В. Гоголя "Несколько слов о нашей Церкви…" и "Размышление о Божественной Литургии". Внимание автора сосредоточено на общности взглядов двух художников, на выявлении христианских концептов в музыкальных опусах Мусоргского и литературных трудах Гоголя, имеющих непосредственное отношение к православной Церкви. В ракурсе заявленной темы автор акцентирует свое внимание на своеобразном преломлении Мусоргским и Гоголем художественных традиций, в которых присутствует "русская духовность", "русская совесть", "чувство высшей правды", "человеколюбие".

    ключевые слова: соборность; экклесиология; русская национальная мысль; духовность; православная Церковь; Символ веры; живые начала христианства; философия соборности; христианские идеи.

    Religious motives in the works of N.V. Gogol and M.P. Mussorgsky
    Chupakhina Tatiana Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, Omsk

    N.V. Gogol and M.P. Mussorgsky occupy a special place in the history of Russian culture of the XIX century. Appeal to the work of the great Russian masters, the need to study the literary works of the writer and the musical works of the composer is determined by the scale of their personality and their characteristic approaches to the creative expression of thought. The purpose of the study is to analyze the key themes, images and plots of the literary heritage of N.V., Gogol and M.P. Mussorgsky, reflecting the Orthodox philosophy and Christian understanding of the meaning of life and the purpose of man. The article examines the foundations of the spiritual and moral positions of artists. The educational value of artistic creativity in the development of the values of Orthodox culture by a modern person is updated. The hermeneutic analysis of the works of Russian artists presented in this publication aims to introduce the original and similar concept of the literary heritage of Gogol and Mussorgsky's music, since there is an ecclesiological theme in their work. In this regard, a special point of view is expressed on the interpretation of Orthodox images present in the work of these artists. In the field of view of the author of the article are such cornerstones for the Christian concept as the soul, spiritual enlightenment, spiritual transformation, Russian conscience, the creed. The empirical basis of the study was the folk dramas of M.P. Mussorgsky "Boris Godunov" and "Khovanshchina", literary opuses by N.V. Gogol "A few words about our Church ..." and "Reflection on the Divine Liturgy". The author's attention is focused on the commonality of the views of the two artists, on identifying Christian concepts in Mussorgsky's musical opuses and Gogol's literary works, which are directly related to the Orthodox Church. In terms of the stated topic, the author focuses on the peculiar refraction of Mussorgsky and Gogol's artistic traditions, in which there is "Russian spirituality", "Russian conscience", "sense of higher truth", "philanthropy".

    keywords: sobornost; ecclesiology; Russian national thought; spirituality; Orthodox Church; creed; living principles of Christianity; philosophy of sobornost; Christian ideas.

  • Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина" [стр. 129-134]
    Шак Татьяна Фёдоровна, доктор искусствоведения, профессор; Александрова Диана Александровна, аспирант ; Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар
    подробнее 

    Цитировать: Шак Т.Ф., Александрова Д.А. Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина" // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 129-134. EDN: ZFTFPI. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.16

    Статья посвящена анализу кульминаций с точки зрения влияния на них музыкального компонента в нескольких киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина". Цель исследования – выявить роль музыки в создании кульминаций как одного из важнейших компонентов драматургии. Новизна исследования определяется отсутствием систематизации данного явления в контексте анализа киномузыки. В качестве материала избрана музыка следующих экранизаций романа Л. Толстого "Анна Каренина": СССР, 1967, режиссер А. Зархи, композитор Р. Щедрин; США, 1997 режиссер Б. Роуз; Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт, композитор Д. Марианелли; Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров, композитор Ю. Потеенко. В результате выявлена необходимость глубокой взаимосвязи музыки и вербально-визуального ряда в кульминациях фильма для достижения максимального эффекта воздействия на зрителя.

    ключевые слова: кульминация; "Анна Каренина"; киноинтерпретация; композитор; музыкальный компонент; драматургия; лейтмотив; киномузыка.

    Music as a means of creating climinations in cinema interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina"
    Shak Tatyana Fedorovna, DSc of Arts, Professor; Alexandrova Diana Alexandrovna, Postgraduate student ; Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

    The article is devoted to the analysis of climaxes from the point of view of the influence of the musical component on them in several film interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina". The purpose of the study is to identify the role of music in the creation of climaxes as one of the most important components of drama. The novelty of the study is determined by the lack of systematization of this phenomenon in the context of the analysis of film music. The music of the following film adaptations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina" is chosen as the material: USSR, 1967, directed by A. Zarkhi, composer R. Shchedrin; USA, 1997, directed by B. Rose; Great Britain, 2012, directed by J. Wright, composer D. Marianelli; Russia, 2017, director K. Shakhnazarov, composer Yu. Poteenko. As a result, the need for a deep relationship between music and the verbal-visual series in the climaxes of the film is revealed in order to achieve maximum effect on the viewer.

    keywords: climax; Anna Karenina; film interpretation; composer; musical component; dramaturgy; leitmotif; film music.

  • Фарфоровая пластика в экспозиции выставки "русские балетные сезоны" по проекту Международного союза хореографов [стр. 135-140]
    Портнова Татьяна Васильевна, доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва ORCID: 0000-0002-4221-3923
    подробнее 

    Цитировать: Портнова Т.В. Фарфоровая пластика в экспозиции выставки "русские балетные сезоны" по проекту Международного союза хореографов // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 135-140. EDN: YDEACS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.17

    В статье анализируется фарфоровая пластика, входящая в состав экспозиции и занимающая основное место на выставке современного проекта "Русские балетные сезоны", организованного Международным союзом хореографов (2023 г). Рассматриваются два значимых исторических периода (рубеж XIX-XX вв. и XX в.) и три направления в интерпретации балета, представленные на выставке (актерские образы в ролях, произведения по мотивам танца, сказочная тематика, опосредованно, связанная и звучащая в контексте с хореографическим искусством). Для автора оказывается интересным сценическое перевоплощение, трансформация - особое состояние художественного инобытия образа, включенного в систему поэтической условности. Здесь появляется возможность затронуть не только узкопрофессиональные взаимоотношения балета и скульптурной пластики, но найти пути к пониманию существенных сторон развития синтеза искусств. Используя историко-хронологический метод в исследовании темы, автор в контексте развития фарфорового производства, начиная с XVIII по ХХ вв. выделяет специфические черты произведений, особенности творческих методов, как мастеров скульптуры, так и показанных ими артистов-исполнителей, принадлежащих к двум основным национальным школам классической хореографии (Петербургской и Московской). В заключении говорится о важном вкладе фарфорового искусства в иконографию Русского балета.

    ключевые слова: мелкая пластика; экспозиционный проект; "Русские сезоны"; фарфоровое производство.

    Porcelain plastic in the exposition of the exhibition "Russian ballet seasons" by the project of the International Union of Choreographers
    Portnova Tatiana Vasilievna, DSc of Art history, Professor, State University. Russia named after A.N. Kosygin, Moscow

    The article analyzes the porcelain plastics, which are part of the exposition and occupy the main place at the exhibition of the modern project "Russian Ballet Seasons", organized by the International Union of Choreographers (2023). Two significant historical periods (the turn of XIX-XX centuries and XX century) and three directions in the interpretation of ballet presented in the exhibition are considered (acting images in roles, works based on the dance, fairy-tale themes, indirectly, connected and sounding in the context of choreography). For the author it is interesting to see the stage reincarnation, transformation - a special state of artistic otherness of the image, included in the system of poetic conventionality. Here there is an opportunity to touch not only narrowly professional relationship of ballet and sculptural plastic, but to find ways to understand the essential aspects of the development of the synthesis of arts. Using the historical and chronological method in the study of the topic, the author, in the context of the development of porcelain production from the 18th to the 20th centuries, highlights the specific features of the works, the features of the creative methods of both sculptors and the dancers shown by them, belonging to the two main national schools of classical choreography (St. Petersburg and Moscow). It concludes with the important contribution of porcelain art to the iconography of the Russian ballet.

    keywords: fine plastics; exhibition project; "Russian Seasons"; porcelain production.

  • Специфика развития креативных индустрий г. Москва и труда креативного класса [стр. 141-145]
    Кирсанова Юлия Алексеевна, ст. преподаватель ; Мельниченко Екатерина Игоревна, студент; Ахметшина Дарья Рафиковна, студент ; Российский университет дружбы народов, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Кирсанова Ю.А., Мельниченко Е.И., Ахметшина Д.Р. Специфика развития креативных индустрий г. Москва и труда креативного класса // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 141-145. EDN: VLJBBK. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.18

    Одним из ключевых факторов развития креативных индустрий является наличие инфраструктуры, поддерживающей и стимулирующей творческий потенциал и инновации. Такими особыми видами инфраструктуры являются арт-кластеры и креативные технопарки. Будучи общественно-деловыми пространствами, где работают и творят представители различных креативных сфер, они способствуют развитию креативных индустрий. Статья посвящена изучению влияния таких объектов креативных индустрий, как арт-кластер и креативный технопарк, на факторы привлекательности городской агломерации, а также на специфику труда креативного класса. Авторы анализируют их роль на примере арт-кластера "Винзавод" и креативного технопарка Artplay в создании новых рабочих мест и стимулировании инноваций.

    ключевые слова: Винзавод; Artplay; креативная экономика; культурные индустрии; креативный класс; арт-кластер; креативный технопарк.

    The specifics of the development of creative industries in Moscow and the work of the creative class
    Kirsanova Yulia Alekseevna, Senior Lecturer ; Melnichenko Ekaterina Igorevna, student; Akhmetshina Darya Rafikovna, student; Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

    One of the key factors in the development of creative industries is the availability of infrastructure that supports and stimulates creativity and innovation. Such special types of infrastructure are art clusters and creative technology parks. Being public and business spaces where representatives of various creative fields work and create, they contribute to the development of creative industries. The article is devoted to the study of the influence of such objects of creative industries as an art cluster and a creative technopark on the attractiveness factors of an urban agglomeration, as well as on the specifics of the work of the creative class. The authors analyze their role on the example of the Vinzavod art cluster and the Artplay creative technopark in creating new jobs and stimulating innovation.

    keywords: Winery; Artplay; creative economy; cultural industries; creative class; art cluster; creative technopark.

  • Специфика аудиального компонента в музейной коммуникации [стр. 146-151]
    Зоткина Анна Леонидовна, магистр; Кирсанова Юлия Алексеевна, старший преподаватель; Ориша Шарлотта Чарльстоновна, магистр; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва
    подробнее 

    Цитировать: Зоткина А.Л., Кирсанова Ю.А., Ориша Ш.Ч. Специфика аудиального компонента в музейной коммуникации // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 146-151. EDN: VFPBJC. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.19

    В современном мире музей как институция стремится использовать новые практики в своей работе. Музей предстает коммуникативной площадкой, его изменения в форме, способе трансляции материала в современном контексте становятся реакцией на задачи, которые ставит современное общество. В эпоху информационного и эмоционального перенасыщения необходимо больше уделять внимания эффектности выставленного материала, а также попыткам привлечь посетителя на физиологическом и эмоциональном уровнях. Таким образом, современные музеи неизбежно интегрируются в современную медиакультуру. Одним из важных компонентов музейной коммуникации становится аудиальный компонент. Цель исследования – изучить звук как аудиальный компонент, эволюцию практик работы со звуком в неакадемическом искусстве (от шумовой музыки до саунд-дизайна) и специфику его применения в музейной коммуникации.

    ключевые слова: музейная коммуникация; звук; выставка; аудиосопровождение; медиа-культура; саунд-дизайн.

    The specificity of the audio component in museum communication
    Zotkina Anna Leonidovna, Undergraduate student; Kirsanova Yulia Alekseevna, Senior Lecturer; Orisha Charlotte Charleston Aries, Undergraduate student; Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

    In the modern world, the museum as an institution strives to use new practices in its work. The museum appears as a communicative platform, its changes in the form and method of broadcasting material in a modern context become a reaction to the tasks that modern society sets. In the era of informational and emotional oversaturation, it is necessary to pay more attention to the effectiveness of the exhibited material, as well as attempts to attract visitors at the physiological and emotional levels. Thus, modern museums are inevitably integrated into modern media culture. One of the important components of museum communication is the auditory component. The purpose of the study is to study sound as an auditory component, the evolution of sound practices in non-academic art (from noise music to sound design) and the specifics of its application in museum communication.

    keywords: museum communication; sound; exhibition; audio accompaniment; media culture; sound design.

вернуться к каталогу

{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки